С начала полномасштабной войны России против Украины власти Казахстана и Кыргызстана заняли опасный нейтралитет: они не выразили однозначной поддержки Украине, но и не одобрили российскую агрессию. Однако это не помешало третьему сектору в этих странах выбрать проукраинскую позицию - местные НКО стараются оказать гуманитарную помощь немногочисленным украинским беженцам, прибывшим в эти страны, а также перечисляют деньги и отправляют помощь в саму Украину, которая уже более четырех месяцев обороняется от агрессии.
Международная правозащитная организация Freedom House относит все страны Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан, - к группе «несвободных». Однако среди всех стран Центральной Азии, именно в Кыргызстане третий сектор, СМИ и политические оппоненты действующей власти пользуются наибольшей свободой в регионе.
В Казахстане ситуация выглядит несколько хуже, права гражданского общества более ограничены. Айсана Ашим, медиа-менеджер из Казахстана, основательница изданий The Village Казахстан, Masa.media, Batyr Jamal, отмечает, что именно поэтому в ее стране не было таких массовых акций, как в Тбилиси или Вильнюсе, а не потому, что казахстанцы не поддерживают украинцев.
После 24 февраля казахские активисты начали собирать деньги для украинцев. В больших городах люди начали сбор вещей, лекарств и средств личной гигиены. Перечисляя средства на помощь Украине, казахстанцы в назначении платежа писали слова поддержки: «Вы боретесь за нашу свободу», «Казахстан может быть следующим, мы этого не хотим, поэтому помогаем вам».
Доктор Людвика Влодек, публицистка, социолог, руководительница специализации Центральная Азия Центра изучения Восточной Европы Варшавского университета, подтверждает, что гражданское общество в Казахстане заняло проукраинскую позицию.
- Казахстан больше других стран интересуется этой войной, потому что там понимают, что с определенной точки зрения эта страна оказалась в аналогичной ситуации, что и Украина, - отмечает социолог. - Там живет большой процент этнических русских – более 20%. Кроме этого, Казахстан имеет самую длинную из всех стран границу с Россией. Многократно Казахстан запугивали самые разные российские политики, здесь я говорю не о чиновниках, а о тех политиках, которых Кремль использует как рупор пропаганды.
Айсана Ашим, говоря о том, как казахские СМИ освещают войну РФ против Украины, сказала, что независимые медиа с первых дней российского вторжения называли войну войной, а не «спецоперацией».
- Они перепечатывали украинские, независимые российские и международные СМИ. Но ни у одного независимого казахского СМИ нет военных корреспондентов в Украине, потому что нет таких ресурсов, - отмечает она. - Тем временем прогосударственные издания опирались на информацию, которую распространяют российские пропагандистские СМИ, как, к примеру, РИА. Они односторонне освещали события.
Независимые СМИ, о которых говорит Айсана Ашим, пользуются популярностью среди молодой казахской интеллигенции. Примечательно, что даже эта социальная группа читает и смотрит в большей мере русскоязычные СМИ, поскольку зачастую молодежь не владеет казахским свободно. Однако война, развязанная Россией против Украины, пробудила в стране интерес к собственному языку. Появились разнообразные низовые инициативы, направленные на изучение казахского; разговорные клубы, где можно учить казахский язык. К примеру, в Instagram есть страница qazaqgrammar, посвященная изучению казахского. Ее авторы публикуют посты и на казахском, и на русском. Они публикуют мемы, короткие новости. К примеру, авторы этой страницы опубликовали забавную инструкцию для граждан России, приезжающих в Казахстан. В ней говорится, что Казахстан – это независимое государство; в Казахстане не обсуждают присоединение к России, только нападение РФ на Казахстан. Также авторы публикуют советы, как произносить казахские слова, списки необходимых слов. Из 4 млн россиян, которые покинули свою родину после 24 февраля, как минимум несколько десятков тысяч, уехали в Казахстан. Используя казахские слова, россияне сразу же обретают симпатию среди казахстанцев.
Самый массовый антивоенный митинг прошел в Алматы 6 марта. Протестующие получили согласие на его проведение. Позже местные власти запретили проводить подобные демонстрации.
Айсана Ашим, которая принимала участие в этой акции, отмечает, что власти перенесли место проведения на окраину города, где огородили парк.
- На акции присутствовало более двух тысяч человек, - рассказывает Айсана. - Среди митингующих был замечен провокатор, он выкрикивал пророссийские лозунги. Его задержала полиция. 10 апреля в Алматы прошли дни Украины – благотворительная ярмарка. На этой ярмарке также появился пророссийский провокатор, которого выгнала полиция. Ему выписали штраф за ложный вызов.
Айсана Ашим отмечает, что после акции 6 марта власти не разрешали проводить другие антивоенные демонстрации.
– Возле российского консульства в Алматы активисты все же провели акцию, посвященную погибшим в Буче. В ней приняло участие пять человек. Как только акционисты легли на асфальт, их задержала полиция. Они не пролежали на земле и трех минут, - отмечает Айсана. - Их забрали в полицейский участок.
Медиа-менеджер подчеркивает, что власть заняла нейтралитет. Несмотря на то, что не было четких заявлений в поддержку Украины, ГАИ штрафует за наклейки с буквой Z на автомобилях, ссылаясь на нарушение правил эксплуатации транспортных средств.
Антивоенные митинги проходили и в Кыргызстане. Самая массовая демонстрация прошла в Бишкеке в начале марта.
Одновременно с этим в Кыргызстане проходили и акции в поддержку России, в которых преимущественно участвовали живущие в Бишкеке россияне, ведь, как и в Казахстане, часть русскоязычного населения в Кыргызстане подвержена влиянию российской пропаганды.
Кыргызский журналист, сооснователь издания «Башта» Азад Рузиев отмечает, что общественное мнение разделилось. Раздел произошел, в первую очередь, среди представителей разных поколений.
- Люди, которые смотрят телевизор, это возрастная группа 40-50 плюс, придерживаются пророссийских взглядов, - отмечает журналист. - Те, кто черпают информацию из интернета, поддерживают Украину. Власти заняли нейтральную позицию, запретили любые митинги, а поводом, конечно же, была война. Вначале люди выходили на улицы, но их было не так много. На последнем антипутинском митинге было вообще мало участников. Силовики задержали всех митингующих в парке имени Горького, хотя акция была санкционирована. После этого люди уже боялись выходить на митинги в поддержку Украины. При этом не было выписано ни одного штрафа, никого не сажали за организацию митингов. В Кыргызстане активисты выходят на одиночные антивоенные пикеты возле российского посольства. Сейчас они занимаются сбором гуманитарной помощи для Украины. Кыргызстанцы переводят деньги на поддержку украинской армии. Большинство людей отправляет деньги местным активистам, которые покупают вещи. К примеру, гигиенические средства для женщин. Они делают это в координации с волонтерами из Украины и Польши. В Кыргызстане очень мало украинских беженцев, СМИ ничего об этом не пишут. Я лично не знаю ни одного украинского беженца, который прибыл в Кыргызстан. Наши страны очень далеко друг от друга. Да и зачем украинцам ехать в страну, которая поддерживает Россию? Однако россиян у нас сейчас очень много. Я думаю, они выбрали Кыргызстан, потому что рейсов в другие страны не было, да и билеты не такие дорогие, не нужно виз, у нас говорят по-русски, недорогая жизнь. Это хорошие условия для временного проживания. К нам приехало большое количество россиян, которые занимаются творческими профессиями, то есть это представители креативной индустрии.
По мнению Людвики Влодек, кыргызское общество менее заинтересовано темой войны, потому что Кыргызстану в меньшей степени грозит оккупация, чем Казахстану.
- Дело в том, что в Кыргызстане нет территорий, на которой проживала бы русскоязычная группа, - отмечает она. - Конечно, гражданское общество, независимые киргизские СМИ, большое количество кыргызских интеллектуалов, часть из которых живет вне своей родины, присоединились к акциям солидарности с Украиной. Они критикуют русскую армию и политиков в Кремле за то, что они делают в Украине. Однако власти не поддержали Украину, не осудили Россию, но и Казахстан, и Кыргызстан подчеркивают, что они не поддерживают агрессию и признают территориальную целостность Украины.
Дарья Юрьева - журналистка Польского Радио, специально для Пражского центра гражданского общества.
With our support, one of Kyrgyzstan's leading independent news outlets launched commercial services that will help sustain their independent journalism.
In Kyrgyzstan, volunteers are playing to their strengths to fight the coronavirus and alleviate suffering.
Switch is designed for anybody with an idea that uses technology – in the broadest sense – to transform their society, spread their message, push for change or improve their community.
Don’t miss a beat.
Follow us on social media for the latest updates, calls for applications and opportunities.
Subscribe to our newsletter!